МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА // ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
на первую страницу Кафедра экономической и социальной географии России МГУ им. М.В.Ломоносова, Географический факультет
Написать письмоДобавить в закладки Сделать стартовой страницей RSS-поток новостей сайта Кафедры экономической и социальной географии России 27.05.2017, 09:01:58 »» [ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС] ««
[ НОВОСТИ ]
[ О КАФЕДРЕ ]
[ НАУЧНАЯ РАБОТА ]
[ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ]
»» учебный план
»» отд. рег. политики
»» курсовые и дипломы
»» учебная практика
[ ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ ]
[ СЕКЦИЯ УМО ]
[ ВЫПУСКНИКИ ]

[ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ]
[ ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ]


[ ПОИСК: ]



»» Сервер географического факультета МГУ

»» Сервер Московского госуниверситета

КОНТАКТЫ:
Почтовый адрес:
119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, географический факультет
В здании (ГЗ МГУ):
21-й этаж, ауд. 2110-2113
Телефоны:
+7 (495) 939-26-44,
+7 (495) 939-38-12
Факс:
+7 (495) 939-38-12
E-mail: agir@mail.ru

 

[ Учебный план кафедры ]

Учебный план кафедры экономической и социальной географии России, действующий в настоящее время, формировался с первых же дней существования ее основателем - членом-корреспондетом АН СССР Н.Н.Баранским. В статье "Об учебном плане на экономико-географическом отделении географического факультета МГУ" Н.Н.Баранский подробно анализировал не только историю создания плана, но и вскрывал недостатки, ставил проблемы его совершенствования. Многие из выдвинутых им проблем актуальны и по сей день.

В 30-е гг. была создана структура плана, включающая несколько блоков:
- вводные курсы;
- общеэкономические курсы;
- экономико-географические курсы.
Уже в эти годы сложился "золотой фонд" географического высшего образования. Это "Экономическая география СССР", "Введение в экономическую географию" (создан Н.Н.Баранским, в 50-е существенно переработан Ю.Г.Саушкиным), "Экономическая картография" и ряд других.

Формирование плана шло по двум основным направлениям: во-первых, путем "отпочкования" от основных фундаментальных курсов отдельных разделов, образующих в результате отдельные курсы. И во-вторых, по пути развитию самой географической науки.

Курс "Введение в экономическую географию", читаемый студентам I курса, имеет большое методологическое значение, вводя студентов-географов уже с первого года обучения в круг основных теоретических проблем географии (единство географических наук, взаимодействие географической среды и общественного производства, использование природных ресурсов).

Необходимость четкого выделения задач экономической географии в системе наук и знакомства с ними студентов кафедры привела к созданию в 70-е годы курса, который сейчас называется "Введение в специальность" и читается студентам II курса.

Другой курс - "История и методология географической науки" создан проф. Ю.Г.Саушкиным для пятикурсников. Курс важен для понимания сложившихся в географии научных школ, теоретических проблем, которые решались на разных исторических этапах развития науки.

В число фундаментальных входит блок курсов по экономической и социальной географии России, куда относится теоретический курс "Экономическое районирование", раскрывающий основные приниципы районирования и историю формирования экономических районов страны. Отраслевые курсы этого блока включают "Географию промышленности", "Географию сельского хозяйства", "Географию топливно-энергетического комплекса", "Географию инвестиционного комплекса". Основные задачи этих курсов - изучение принципов размащения отраслей, закономерностей их территориальной организации и моделирование с целью обоснования оптимальных пропорций в их развитии и размещнии.

С первых дней основания кафедра особое внимание уделяла экономико-географической характеристике районов страны. Курс "Экономические районы России" является одним из профилирующих (читается на IV курсе). С 1991 г. читается курс лекций, характеризующий независимые государства СНГ и Прибалтики, здеь рассматриваются основные проблемы развития этих стран, их связи с Россией и возможные направления интеграции.

Важное место занимает блок курсов по населению - "География населения", "Геоурбанистика", "География сферы обслуживания", "Основы районной планировки".

Только в середине 60-х гг. появился в учебном плане блок курсов по математическим дисциплинам - высшая математика и статистика, ЭВМ и основы програмирования, теория вероятностей, математическое моделирование и математические методы в экономической географии.

Обострившиеся в последние десятилетия проблемы взаимодействия природы и человека потребовали подготовки эколгически грамотных специалистов. Наряду с "экологизацией" многих старых курсов, были разработаны самостоятельные курсы - "География природных ресурсов" и "Экономико-географические проблемы охраны окружающей среды", "Экология города".

Во все годы существования кафедры шло увеличение экономических дисциплин: 30-е годы - статистика, 50-е гг. - "История народного хозяйства" и "Планирование народного хозяйства", 70-е гг. - "Экономические показатели народного хозяйства".

В настоящее время сложилась необходимость пересмотра как системы общеэкономических курсов, так и их содержания, что прежде всего связано с перестройкой экономики и введением новых форм хозяйствования.

В 30-е гг. сложились курсы "Экономическая картография" и "Методы географических исследований" - как обобщение опыта многочисленных экспедиций.

Важный этап обучения студентов - практики. Практика должна научить студентов вести комплексные экономико-географические исследования, находить связи, сложившиеся между природой, человеком и хозяйством на выбранной территории. Как правило, практика проходит в 2 этапа: сначала на выбранном полигоне (административнов районе, олбласти, городе) отрабатывается методика крупномасштабных исследований; затем - маршрутная часть, которая позволяет получить практические навыки анализа особенностей развития территории в связи с изменением природных условий и историческим развитием. Маршрутная практика позволяет познакомить студентов с наиболее важными объектами хозяйства страны, выявить проблемы развития различных территорий и социально-экономические изменения,произошедшие в регинах. Производственная практика после III и IV курсов является более целенаправленной и связана, как правило, с местом будущей работы студента.

Большое внимание на кафедре уделяется курсовым и дипломным работам, в которых проявляются творческие возможности студентов. Главное правило при написании работ - небольшое, но самостоятельное научное исследование с использованием первичного материала, собранного во время прохождения производственной практики. Темы работ посвящены актуальным географическим проблемам, в решении которых принимает участие кафедра. Исследовательская направленность курсовых и дипломных работ проявляется в том, что многие работы, особенно дипломны, публикуются.

Совершенствование учебного плана кафедры продолжается в соответствии с теми тенденциями, которые характерны для университетов России в целом и с учетом опыта мировой экономической географии и региональной экономики.

Содержание экономико-географической науки постоянно меняется, прежде всего за счет включения в сферу анализа новых секторов экономической и общественной жизни: бюджетно-финансовой, управления, политической географии, региональной политики и др. В курсе "Политическая география и геополитика" рассматриваются вопросы политико-географического развития и размещения хозяйства, территориально-политической организации общества, элементы политических систем в пространстве, политико-географические аспекты международного права, вопросы электоральной и политической географии. Курс "Региональная политика" знакомит студентов с парадигмами, методами, институтами и механизмами реализации экономической и социальной политики и концепцией взаимоотношений центр-регионы.

Продолжается совершенствование курсов и появление новых по природно-ресурсной тематике. Это - экономика природопользования, где рассматриваются проблемы экологической безопасности и устойчивого развития, а также хозяйственный механизм природопользования, и модели глобального и регионального прогнозирования.

Появляются и новые теоретические курсы, такие как "Территориальная организация общества", в котором наряду с проблемами взаимоотношений общества и природы рассматриваются территориальные аспекты процессов общественного развития, особенности развития и современного состояния территориальной организации общества в России.

Меняется содержание традиционных курсов. Так, в курсе "География транспорта" рассматриваются проблемы развития транспортных систем мира, экономико-географические особенности формирования транспортных сетей, узлов, транспортно-экономических связей, региональные транспортные системы и др.; в курсе "География промышленности" - направления отраслевого экономико-географического анализа промышленности с учетом всех особенностей современного периода развития экономики; в курсе "География природных ресурсов" значительная часть времени уделяется методике оценки природных условий для жизни населения, месту России в в мировом природно-ресурсном потенциале, особенностям современного хозяйственного механизма природопользования и т.д.

Новым в подготовке специалистов последних лет является то, что кафедра готовит выпускников на 3-х уровнях: бакалавр (4 года обучения), специалист с высшим образованием (5 лет обучения) и магистр (2 года обучения после бакалавриата). Магистратура готовит специалистов по 4-м направлениям:
- Экономическая и социальная география;
- экономическая и социальная география России и стран СНГ;
- региональная политика;
- территориальное проектирование и районная планировка;
- природопользование и хозяйственная организация территории.

М.П.Ратанова

 

Все замечания, пожелания или предложения, связанные с функционированием информационного сервера Кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, направляйте пожалуйста по адресу agir@mail.ru.